В 1967 году американский психолог Мартин Селигман провел эксперимент, который перевернул представления о воле. Он подвергал собак ударам тока, сопровождая их звуковым сигналом.
Животных фиксировали в упряжи, чтобы они не могли избежать боли. Затем собак помещали в вольер с низкой перегородкой, через которую можно было легко перепрыгнуть, и снова включали сигнал.
Казалось бы, они должны были бежать, спасаясь от боли. Но нет — собаки просто сидели и скулили. Они не пытались сбежать, даже когда могли. Зато собака, не участвовавшая в первой части эксперимента, с легкостью перепрыгнула барьер.
Селигман сделал вывод: если нельзя контролировать страдание, воля ломается, если существо не может контролировать неприятные события, оно учится быть беспомощным. Так родилась теория выученной беспомощности.
Как это проявляется у людей
Выученная беспомощность — не только про собак. Это происходит, если:
В итоге человек сдается, даже если выход есть. Это ведет к апатии, а порой и к депрессии.
Как бороться с выученной беспомощностью
Любое действие, которое человек может контролировать, помогает ощутить свою силу. Психолог Бруно Беттельгейм, переживший концлагерь, заметил, что люди теряли волю, когда оказывались в полной неопределенности. Чтобы сохранить способность к сопротивлению, он советовал делать хоть что-то, что остается под контролем. Ложись спать, чисть зубы — не ради цели, а ради контроля.
Ставить простые, достижимые цели: разобрать ящик, позвонить другу, прочитать главу книги. Отмечать каждую победу — вести список и перечитывать его. Со временем можно будет заметить, как растет уверенность.
Это как собирать ожерелье из бусин: каждая маленькая удача — шаг к новой истории о себе, где вы важны и можете влиять на свою жизнь.
Селигман предложил схему ABCDE для переосмысления негатива, где:
Если практиковать этот метод регулярно, со временем изменится не только мышление, но и поведение в стрессовых ситуациях.
#интересное